Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

эзопов язык

Толковый словарь

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Словарь крылатых слов и выражений Серова

Синонимы к слову эзопов язык

сущ., кол-во синонимов: 3

Лингвистика

Эзо́пов язы́к

(по имени древнегреческого баснописца Эзопа) - особый стиль изложения, призванный замаскировать для

цензуры прямое, непосредственное выражение идей, противоречащих

официальной политике, идеологии; способ выражения гражданских,

революционных идей в условиях антидемократического строя,

политической реакции. В. И. Ленин говорил о том, что к Э. я. «царизм

заставлял прибегать всех революционеров, когда они брали в руки перо для

легального" произведения» (Полн. собр. соч., 2 изд., т. 27,

с. 301).

Э. я. представляет собой совокупность приёмов иносказания,

определённым образом организуемых: аллегории, контекстуальные и

ситуативные перифразы, аллюзии,

«говорящие» псевдонимы, фигуры умолчания, завуалированная ирония,

персонажи басни, фольклора, элементы сказочной фантастики и т. п. Для

тех же целей прибегают к жанрам басни (И. А. Крылов, Д. Бедный) и сказки

(М. Е. Салтыков-Щедрин), к описаниям экзотических (Ш. Л. Монтескьё) или

не существующих стран (Я. Галан), к «переводам» и «подражаниям» из

древней и восточной поэзии, к сюжетам на библейские, исторические,

зарубежные темы и т. п. Приёмы Э. я. включаются в сферу сатирического

изображения действительности, в основном в жанрах политической

сатиры, например в памфлетах-аллегориях.

В России Э. я. складывается в систему приёмов в условиях подцензурной

печати с конца 18 в. Мастерами Э. я. были декабристы,

Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Н. А. Некрасов, Салтыков-Щедрин,

который и ввёл в общее употребление выражение «Э. я.», И. Франко,

М. Горький; к Э. я. обращались К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

В Э. я. разных исторических периодов складывалась различная

символика; так, декабристы, говоря о «временщике», имели в виду

А. А. Аракчеева, революционеры-демократы революцию называли «реформой»,

«невестой», «настоящим днём», Сибирь - «Вестминстерским аббатством»;

К. Маркс обозначался как «реалист», «новейший исследователь».

Э. я. (без специальной устойчивой номинации)

был распространён и в другие периоды русской истории. Прибегали к Э. я.

и в других странах: например, Дж. Свифт, М. Сервантес, Вольтер и другие

писатели.

Расширительно под Э. я. понимается творческая манера художника слова

или публициста, предполагающая использование соответствующих

приёмов изложения мысли, изображения действительности безотносительно

к условиям и задачам политической борьбы (например, некоторые

произведения М. А. Булгакова, Вс. В. Иванова, А. Франса, Г. Бёлля,

научной фантастики).

Ефимов А. И., Язык сатиры Салтыкова-Щедрина, М., 1953;

Ефремов А. Ф.. Приёмы эзоповской речи в произведениях

Н. Г. Чернышевского, «Учёные записки Саратовского ГПИ»,

1955, в. 17;

Базанов В. Г., Очерки декабристской литературы. Поэзия,

М.-Л., 1961;

Паклина Л. Я., Искусство иносказательной речи. Эзоповское

слово в художественной литературе и публицистике, Саратов, 1971;

Ткачёв П. И., Иду на «вы». Заметки о памфлете, Минск,

1975;

Черепахов М. С., Н. Г. Чернышевский, М., 1977, гл. 2.

Ю. А. Бельчиков.

Полезные сервисы